Пресса о наших Вальсах.
28.02.05 10:33 "Вечерний Новосибирск": Диджей, поставьте Штрауса!
Завтра в студенческом городке НГУ снова будут, как сказали бы наши бабушки, танцы. Или, говоря языком сегодняшним, — дискотека. Диджей "врубит" Штрауса или Чайковского, и нынешняя молодежь "оторвется" не хуже своих бабушек — в бурной метели венского или плавном течении медленного вальса. Это не конкурс бальных танцев — и не школа таковых. Это действительно — просто танцы. Дискотека. Вечер вальса. Или, как называют их завсегдатаи — "ВальсЫ" (именно так, с ударением на последний слог).
Стройка в темпе вальса
"Вальсы" — старейшая дискотека в Академгородке (а, может быть, и во всем городе) — традиция вальсовых вечеров появилась еще в восьмидесятых годах прошлого века и с тех пор не прерывалась. Родоначальники вечеров вальса — романтики из студенческих строительных отрядов. Их в НГУ было два: "Мицар" и "Анива". И "вальсы" сперва проходили два раза в неделю: одни — в вестибюле физико-математической школы, с соблюдением всех правил этикета и обязательно "парадной" формой одежды. Другие, более демократичные — в холле (практически — на лестничной клетке) общежития N 8, в тесноте, полутьме, порой — при свечах. Правда, и туда, и туда ходили, в общем-то, одни и те же влюбленные в вальс люди, и через несколько лет два конкурирующих мероприятия слились в одно. Там знакомились, учились танцевать, ссорились, влюблялись, писали повести про "вальсовые романы"… Сейчас "Вальсы" проходят в студенческом центре НГУ, в переходе между общежитиями 8–1 и 8–2, и каждое воскресенье там кружатся минимум пятнадцать пар. Часть из них — сегодняшние студенты ("новички" по вальсовым меркам). А часть — патриархи, помнящие, "как это было во времена нашей безумной юности". Для них вальс давно уже превратился в неотъемлемую часть жизни.
Влюбленные глаза плюс железная балка
Анна Мокина танцует уже шестнадцать лет. "Вальсы" сразили ее сразу. Причем притягивает не столько сам танец (хотя и это тоже), сколько атмосфера, которая всему этому сопутствует.
— Это специально никем не насаждалось, но, похоже, такой способ движения… или, скорее, такой способ жизни, как вальс, предполагает особый стиль взаимоотношения между людьми, заставляющий вспомнить балы наших прабабушек. Это практически повсеместное обращение на "Вы" (даже между людьми, хорошо знакомыми между собой сто лет). Это ритуал приглашения на танец, который каждый партнер разрабатывает для себя сам, — каждый говорит особые слова, каждый по-своему предлагает руку, это непременное провожание дамы после танца… А главное, это непременное смотрение на даму влюбленными глазами во время всего вальса. Единожды попробовав такое — отказаться уже невозможно. И дамы платят кавалерам тем же. По-другому просто не получается.
Анна училась танцевать тут же, на "Вальсах". Потом (как многие) занималась в студии бальных танцев. Теперь частенько обучает азам вальса новичков, зашедших полюбопытствовать и сраженных атмосферой. Количество учеников не считала, но исчисляются они десятками. Постепенно даже выработалась методика экспресс-обучения. Сначала освоить простое правило: ходить вперед только правой ногой, назад — только левой. Потом адаптировать это "вперед-назад" под три четверти, добавив к каждому шагу по два притопа. Потом — представить, что впереди и позади на уровне головы находится металлическая балка, и, делая шаг, надо слегка присесть, чтобы не врезаться в нее. Все! Если ко всему этому добавить вращение (а это вполне может сделать ваш партнер, главное — не мешать ему в этом благом начинании), то получится венский вальс.
Удивительно, но через три-четыре вальсовых вечера обученные "методом балки" начинают танцевать не хуже ветеранов. Анна думает, что все дело в том, что вальс — это, собственно, не совсем танец, в котором надо считать шаги и "делать фигуры". Это — способ движения, очень удобный, приятный и физиологичный. И, один раз ощутив это удобство, дальше можно просто расслабиться и получать удовольствие.
Шаг вперед и два назад — да хоть в сугробе!
Конечно, тот стиль танца, который принят на "Вальсах", несколько отличается от классического стиля бальных танцев. Менее плотная позиция, свободное положение рук и головы… Но тем не менее — неплохая школа. Многие вольно вальсирующие, заболев этим танцем, приходили серьезно учиться в студии бальных танцев НГУ, ДК "Академия", Дома ученых — и через несколько месяцев уже входили в число призеров чемпионатов. Вообще-то, так быть не должно.
С другой стороны, хорошо обученные "классики", для которых бальный танец — это спорт и высокое искусство, оказавшись на "Вальсах", с удовольствием открывают для себя вальс как элемент повседневной жизни. Когда число "классиков" возрастает, "Вальсы" иногда "впадают в ересь" — публика начинает требовать танго или самбу, открываются стихийные школы по обучению этим "новомодным штучкам"… Но эти авангардные штучки почему-то не приживаются. Вальс не терпит конкурентов. Правда, часть вальсовых завсегдатаев основала студию исторического танца: разучивают старинные польки, мазурки и полонезы, устраивают костюмированные балы с соблюдением правил этикета оговоренной эпохи… Но это все-таки немножко карнавал. Игра. А "Вальсы", куда девочки приходят в длинных развевающихся юбках и туфельках на каблучках (в джинсах и кроссовках ну очень неудобно танцевать), а мальчики — в отглаженных брюках, белых рубашках и при бабочках (надо же соответствовать дамам) — это образ жизни. Просто они дышат на три четверти.
Один из нынешних ведущих "Вальсов" — Антон Ивания — тоже из числа старожилов. По общему мнению, танцует он очень даже неплохо, хотя ни в какую студию бальных танцев никогда не ходил. Просто в 1993 был приведен на "Вальсы" друзьями — раз посмотрел, два посмотрел… Во время одного из вечеров чуть в сторонке (чтобы не мешать танцующим) получил свои первые уроки вальса — и вышел в круг оттачивать приобретенные навыки. И не на шутку увлекся. Потом начал вслушиваться в звучащую вокруг музыку — и все, где ему слышалось три четверти, приносил на "Вальсы" и предлагал ведущим (репертуар должен быть разнообразным). Сейчас у него уже солидная коллекция звукозаписей вальсов всех времен и народов, а сам танец, похоже, вошел в кровь и стал плотью. По крайней мере, заслышав на улице какое-нибудь "раз-два-три, раз-два-три", Антон сразу начинает крутить головой в поисках партнерши — и если рядом оказывается девушка, постигшая нехитрое искусство шага вперед и двух назад… то вальсировать можно и на узкой тропинке среди сугробов, и на автобусной остановке, и даже спускаясь по лестнице (но это уже особое искусство!).
А на парапете не пробовали?
Танцы в условиях, приближенных к боевым, — вообще одно из самых любимых развлечений "вальсистов". Может быть, потому, что они не приучены к огромным залам с паркетными полами. Напротив, "Вальсы" проходили то в тесных холлах, когда на площади двадцать метров клубилось по десять пар (и самым главным было искусство уворачивания от других пар), то в уставленном колоннами вестибюле (и пары закладывали крутые виражи, превращая траекторию движения в настоящую слаломную трассу). Но самые любимые вальсы — летние. Они проходят под открытым небом, на асфальтовой площадке у главного корпуса НГУ. Иногда даже под духовой оркестр. И здесь, как шутят завсегдатаи, три беды: комары, лужи (если был дождь) и быстро снашиваемая обувь (трение об асфальт стирает туфельки моментально — и академгородковские сапожники, наверное, уже заметили, что "в сезон" у них сильно возрастает количество обуви с характерной протертостью в области большого пальца). Если это — нормальные условия для бальных танцев, то что же тогда "экстремальные"?
Например, прихватить портативный магнитофон и шумной толпой провальсировать по улице Ильича — от университета до Дома ученых. Желательно в сумерках и под дождем — это придает ситуации особый романтический колорит. Или попытаться протанцевать брелевский "Вальс на тысячу тактов": начавшись в нормальном темпе, он постепенно ускоряется и к концу третьего куплета достигает такого бешеного темпа, что на "Вальсах" его именуют не иначе, как "садюшник". Позволить себе это могут только очень уверенные в своих силах — да и то, оттанцевав, дышат, как загнанные лошади. А одно время было популярно такое развлечение, как вальс со сменой партнерши: две пары, идущие параллельно друг другу, должны были на ходу "перетусоваться" — не сбившись при этом с ритма и шага. Задачка не из легких — зато какой эффект! Или такой вид спорта, как вальсирование на парапетах шириной от силы 50 сантиметров. В метре над землей. Когда надо двигаться строго по прямой, и любая ошибка может привести к потере равновесия и падению с романтических высот. Во времена расцвета этого экстремального развлечения (в середине девяностых) особо популярны были парапеты у Дома ученых и театра "Старый дом". Падений и травм не зафиксировано. Видимо, вальс — он все-таки оберегает.
Катерина Костылева, 26.02.2005, (фото автора), "Вечерний Новосибирск"
Статья скопирована с сайта: http://academ.info/index.php?pid=news&id=1813 |