Мы опять смотались в Шерегеш перед НГ и в очередной раз убедились, что это отличное время для поездки туда.
Покатались отлично, народу немного. Особенно запомнилась обратная дорога
Ну об этом лучше Жора расскажет.
Ок, расскажу
Снова съездили в Шерегеш. Снова куча положительных эмоций от горы, от погоды и от горнолыжных успехов дочерей. Пришла пора возвращаться.
Выехали в ночь на 31 декабря, что бы успеть отметить праздник дома. Паша выехал за полчаса до нас, так как утром ему нужно было уезжать на Алтай, и я в охотничьем азарте пытался его догнать. Через два с половиной часа догнал, радостный обогнал и полетел пулей дальше. Но пуле оставалось лететь совсем недолго. Изначально до дома было 550 км. Успели проехать только 250 и тут сцепление приказало долго жить. Умирало оно всего несколько минут, после чего машина обездвижилась. Мотор ревёт, но машина никуда не едет. За это время Паша нас снова опередил и мне хватило ума сразу с ним связаться и попросить остановиться, пока он не упилил совсем далеко. А я пока занялся диагностикой. Хотя в темноте на морозе сильно не подиагностируешь. Вердикт был неутешительный - машина дальше сама не поедет. До дома ещё 300 км. На дворе ночь, гололёд и метель. Приехали ...
Поставил Пашу перед фактом, что нас надо брать на буксир. Через 11 часов ему надо было уезжать из Новосибирска, поэтому он немного нервничал по поводу срыва своих планов, но бросить детей (в смысле наших дочерей) зимой на трассе у него рука не поднялась, за что ему большое спасибо. К слову сказать, на младшую дочь факт поломки машины произвёл шокирующее впечатление и она даже немного всплакнула в первый момент. В очередной раз убедился, как отличается восприятие ситуации у детей и взрослых в виду разницы в опыте и знаниях. Я понимал, что ничего мега-страшного не случилось. В крайнем случае найдём попутку для буксировки или вызвоним эвакуатор, может быть отправлю семью домой по отдельному плану, а сам буду один решать проблему с машиной, не беспокоясь за своих женщин. Возможно, заночуем в Ленинск-Кузнецком, а может и останемся там на несколько дней. Подумаешь, Новый Год встретим не дома. Так даже интересней. По поводу финансов на буксировку, починку и проживание вне дома тоже всё продумал - прикинул количество налички, средства на карточках и возможность привлечь друзей для удалённой финансовой помощи. Заодно прикинул - что у меня есть из технических средств для ремонта и эвакуации (инструменты, трос и т.д.) Вобщем у меня было достаточно информации для того, что бы оценить нашу ситуацию, как неординарную, но не критическую. Дочь, понятное дело, не знала всего, что знал я и поэтому для неё это было очередное "экстремальное приключение" (хотя, с такими родителями, могла бы и привыкнуть уже
), поэтому немного разнервничалась.
Паша успел уехать всего на 6 км. от нас, но это был участок Ленинск-Кузнецкой трассы, где просто так развернуться невозможно. Ему пришлось искать развязки, что бы развернуться, вернуться, снова развернуться. А я за это время успел достать буксировочный трос и шаклы. Хорошо, что я предусмотрительно сложил их в доступном месте и мне не пришлось выгружать весь багажник.
Связались верёвкой, поехали. Мороз хоть и не большой (минус 20 градусов ), но уличные работы с тросами и шаклами весьма неприятны для оголённых рук. Но это мелочи. У меня с собой были тросы почти с нулевым коэффициентом растягивания, они слабо подходят для буксировки. Но деваться было некуда, поехали на таком.
Первую полусотню километров у нас было три задачи:
- Заправиться, что бы был бензин для работы мотора, функционирование которого обеспечивало работу гидроусилителя тормозов и обогрев салона. Ну и Паше тоже надо было заправиться, что бы хватило бензина для нашей буксировки
- Попытаться найти СТО в Ленинск-Кузнецком и починить машину. Это была идея Паши, в которую я не верил, но решил дать ему шанс, что бы он убедился, что эта идея нежизнеспособна.
- Проехать Ленинск-Кузнецкий, после чего предполагалось удлинить трос, что бы осуществлять буксировку на более высокой скорости.
Итого, на одном тросе смогли ехать со скоростью не выше 60 км. в час. Из вышезапланированных пунктов выполнили следующее:
- Заправились под завязку.
- СТО нашли и вызвонили хозяина. Но я оказался прав в своём скептицизме. В ночь на 31 декабря нас могли максимум поставить в бокс, на следующий день возможно найти неисправность, а потом неопределённое время искать запчасти и чинить. С учётом новогодних каникул это всё растягивалось на непонятно какой срок. Не наш вариант. Только время потеряли. Поехали дальше...
- Проехав город, остановились, что бы удлинить трос. Привязали ещё один такой же, какой был до этого и соединили их шаклом. Это позволило нам в дальнейшем на некоторых участках увеличить скорость буксировки до 80-90 км в час. Таким образом мы выиграли несколько часов в дороге. Но эта остановка почти привела в негодность кисти моих рук. Работа на холоде с железними шаклами, болтами, гайками и попытки сделать стопорные штифты из проволоки (той самой, которую Алина нашла в Киргизии!) привела мои пальцы в негнущееся состояние. В результате я даже не смог открыть шило на перочинном ножичке и пришлось обращаться за помощью. Сев в машину, пару минут отогревал руки для того, что бы можно было держать руль.
Но двойной трос на трассе стоил этого. Мало того, что мы увеличили среднюю скорость, так это ещё несколько раз спасало нас от взаимных столкновений на заледеневшей дороге.
Впереди нас ждали самые незабываемые 250 км пути. После Ленинск-Кузнецкого стала повышаться скользкость дороги, участились метели, но зато возросла средняя скорость в полтора раза. Несколько часов буксировки слились для меня в пристальное наблюдение за тросом. Я не мог отвести от него взгляд ни на долю секунды. Если он начинал провисать хоть на сантиметр, то необходимо было начинать подрабатывать тормозом, что бы держать его в натянутом состоянии. Если я всё-таки отвлекался, то это приводило к сильным рывкам. А на скорости 90 км в час на гололёде такие рывки могли привести к печальным последствиям. Первое, что я сделаю после новогодних каникул - куплю нормальный тянущийся трос.
В этот день я утром поесть не успел, в обед на горе не стал есть, что бы не потерять катательное время и решил, что ночью перекушу в Журавлёво. И вот мы, наконец, до него доехали. К тому моменту Пашу сменил Сергей, а Паша спал. Так же спали все пассажиры в наших машинах. Бодрствовали только мы с Сергеем. Переговорив по рации, решили, что поедем дальше без остановки. Это сокращало нам время в пути, но увеличивало время моего поста. Я не ел нормально уже больше суток. Но не переживал по этому поводу. Больше переживал из-за всё ухудшающихся погодных условий.
И да, на холостых оборотах мотора печка грела очень слабо. Мне лично это было пофиг, но я переживал из-за этого за жену и дочерей.
Плюс к этому меня уже несколько часов мучила ещё одна проблема. И ещё гораздо больше времени она меня мучила в дальнейшие часы. Дело в том, что мне приходилось непрерывно держать ногу около педали тормоза. Но давить на педаль было нельзя, а нужно было просто быть наготове её нажать в любой момент (когда провиснет трос). Я даже не знаю как это описать. Просто попробуйте поставить ногу напротив педали тормоза на пятку и держите её в таком состоянии, не касаясь педали. Через 20 минут нога онемевает. А мне пришлось держать её в таком положении 7 или 8 часов. Я миллион раз за это время пытался изменить позу и как-то повернуть ногу. Это немного спасало, но нога была постоянно в полуонемевшем состоянии. Врагу не пожелаю этого ощущения.
Вдруг что-то с силой ударило по днищу и я почувствовал, что машину начало хаотично мотать по трассе. Крикнул в рацию, что надо останавливаться и затормозил, с трудом выровняв машину. Остановились и оценили ситуацию. Оказалось, что шакла, соединяющего тросы, у нас больше нет. Как он мог развалиться по пути - большая загадка. Эта железяка рассчитана на нагрузку в много тонн (если не десятков тонн). Однако, в процессе езды он часто касался земли при провисе троса и, видимо, стопорная шпилька сточилась об асфальт, после чего открутилась гайка, выпал болт и тросы слетели с шакла. Другого объяснения я не вижу. Искать шакл в темноте за сотни метров по снегу мы не пошли, поставили новый и поехали дальше. К слову сказать, у меня было четыре шакла перед поездкой, два мы потеряли в дороге. Теперь даже не знаю - какой запас этих железяк надо иметь с собой для таких ситуаций?
Но самый неприятный момент произошёл, когда мы уже свернули с трассы в направлении Кольцово. До дома оставалось всего 40 км. И тут передняя машина влетела в огромную яму и начала экстренно тормозить. Я тут же влетел в эту же самую яму и начал тормозить не менее интенсивно. В силу гололёда и ухабистой дороги наши машины просто летели вперёд почти не тормозя и почти не управляясь. Я понял, что столкновение практически неизбежно и, максимально выкрутив руль, стал уходить в придорожный сугроб. В результате этот манёвр удался и я зарылся в снег. Но тут Сергей вдруг запоздало понял, то что я могу влететь в него сзади и газанул. Я уже располагался под большим углом к дороге и почти не двигался, засев в сугробе, как вдруг последовал резкий рывок. Я думал, что переднюю часть машины просто оторвёт, но этого не произошло. Мы, как из катапульты, вылетели обратно на дорогу и снова началось хаотичное движение двух машин. Я успел крикнуть в рацию, что надо тормозить, но было немного поздно. Мы остановились, но трос оказался зажат между колесом машины и дорогой. Что бы сдвинуть машину, я снял с её с ручника, но она осталась на месте. Потом мы вручную пытались её толкать, дергать трос и т.д. В результате трос выдернули и начали радоваться этому событию. И тут вдруг Форь поехал под горку прямо на Форанер. Ну а как же, с ручника я его снял, колесо от троса мы освободили, чего бы ему и не прокатиться? Я рванул водительскую дверь, как тигр прыгнул на сиденье ... и впилился коленкой (тем местом, где находится нерв) в рулевое колесо. Такой боли я давно не ощущал. Сергей в это время пытался заторомозить машину руками. C затуманившимся сознанием я начал давить на все педали сразу и со второй попытки попал на тормоз. Фух, пронесло. Левое колено у меня болело ещё около получаса. Но это немного отвлекало от онемения правой ступни.
Когда мы наконец добрались до дома, я попросил затянуть меня на сугроб около подъезда. У нас есть соседи, которые ревностно следят на за тем - кто, как и где паркуется. Но в тот момент у меня не было сил угождать этим людишкам. Встал где посчитал нужным и плевать на всех
К тому моменту мы были в пути 10,5 часов, из них почти 8 часов на буксире, ногу почти не чувствовал. В 5:15 утра лёг спать. Надеюсь, что Паша успел на свой рейс и уехал на Алтай.
В 9 утра пришлось вставать и везти сдавать прокатное снаряжение. Потом буксировал машину на СТО. Потом у нас в доме появился месячный котёнок. Но это уже совсем другие истории. А вечером мы встретили Новый Год. Дружно и весело. Жалко только машину, которая встречала праздник на СТО.
Такая вот Новогодняя история. Всех с праздником!
P.S. А Паше и Сергею огромное спасибо!