Женькины фотки смотрим вот здесь:
http://mitsar.ossib.ru/forum/index.php?topic=214А в этой теме, наоборот, продолжим общаться по теме, тем более, к нам присоединились свежие оппоненты
Здравствуйте, Игорь! Поверьте, я ничуть не сомневаюсь в нравственности Паши. Более того, я за него очень рада, если для того, чтобы быть нравственным человеком, ему не нужно, в отличие от меня, прилагать никаких усилий и бороться со своими греховными влечениями, потому что они у него вовсе не греховны. Поэтому Ваше слово «тоже» также лишнее. Потому что Паше-то, может, и не стыдно смотреть своему ребенку в глаза, а вот мне – стыдно… Поэтому я и говорю, что ХОЧУ, чтобы не было стыдно. Это во-первых.
Согласен, отказываюсь от слова "тоже", извините.
Но вот про Пашину нравственность я ничего не писал.
Я писал, что ему не
стыдно. А Вы пишете: "а вот мне – стыдно".
Давайте подумаем над определением слова "СТЫД", тогда может и с нравственностью станет понятнее?
Наугад ткнулся в Википедию(
http://ru.wikipedia.org):
Спиноза: "Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают."
Обратите внимание: "другие, как нам представляется, порицают".
Все просто - уберите свое "как нам представляется", перестаньте представлять за других, и понятие стыда (в этом определении) просто растворится!
Еще мне понравилось определение стыда в каббале:
"Стыд (буша ивр.) (в каббале)– это ощущение собственного желания наслаждаться (эгоизма) в сравнении с альтруизмом и любовью Творца, ощущение разницы между Творцом как дающим и творением как получающим. Стыд открывается душам, находящимся на очень высоких духовных ступенях. Без постижения Творца невозможно по-настоящему устыдиться. Именно ощущение стыда перед абсолютной любовью Творца называется адскими муками."
Обратите внимание: "Стыд открывается душам, находящимся на очень высоких духовных ступенях." Может быть не надо хотеть, чтобы было не стыдно? Может быть через это надо пройти? Здесь говориться о стыде перед Творцом, а Вы пишете о стыде перед ребенком...Наверное это, в какой-то мере, одно и то же?
А какое Вы вкладываете понятие в слово "СТЫД"?
Во-вторых, давайте определимся: вопрос веры или неверия – это не вопрос отсутствия или наличия знания, а способ работы с этим знанием. Вот, например, Вы скажете: «Женя, а ведь Бога нет.» А я следом за Вами скажу: «Женя, а ведь Бог есть.» И если Женя согласится со мной, то это не оттого, что я его убедила, а Вы – нет. Просто он позволил себе принять знание того, что Бог есть, посчитав это для себя наиболее полезным. Абсолютная вера, как и абсолютное неверие, в доказательствах не нуждается.
Конечно, знание, здесь ни при чем. Потому что знание - это свойство ума, а вера - это свойство сердца, души.
"он позволил себе принять знание того, что Бог есть, посчитав это для себя наиболее полезным" - эта фраза должна звучать по-другому, как мне кажется: "он позволил своему уму, с его знаниями, отойти на второй план и подчиниться его сердцу, с его верой внутри". Что-то в этом роде. А о полезности для себя вообще не стоит говорить - сию минуту это полезно, а уже через N-ный промежуток времени открываются новые обстоятельства и полезность этого же поступка или мысли может выглядеть сомнительной для себя же.
Ну, и в-третьих. Игорь, Вы правда думаете, что религиозный человек – это человек априори несвободный и «запертый страхами»? Почему? У меня есть что на это ответить, но хотелось бы вначале послушать Вас.
Я не писал слова "религиозный". Я писал: "Уверенному в себе, не запертому страхами, свободному человеку". Я этого (абстрактного) человека никому не противопоставлял, а именно про него написал слово "тоже". То есть я не противопоставлял его религиозному человеку, а расширял Ваше представление о том, каким людям должно быть не стыдно. Из Вашего текста я понял, что Вы считаете, что поскольку Вам стыдно, а Вы хотите, чтобы Вам не было стыдно, то для таких как Вы есть единственный путь - "постоянно вынужден кому-то или чему-то противостоять: бесам, духам, дьяволу, своим греховным мыслям и действиям и т.п.". Я просто хотел показать, что, возможно, есть другой путь - не заниматься постоянным противостоянием и борьбой, принимать себя как есть, и тем не менее, не испытывать стыда (о чем и хотел сказать Паша).
Напомню: уберите свое "как нам представляется", перестаньте представлять за других, и понятие стыда просто растворится!