Отступление: Интересно, а читает ли эту тему кто-нибудь кроме нас с Женей.
Исторически сложившаяся господствующая в научных кругах культура осмысления жизни такова, что требование воспроизводимости процесса, которым некое знание было впервые получено, подменило собой принцип «практика — критерий истины», вследствие чего то, что воспроизводимо «независимыми исследователями» — почитается истинным, а тому, что невоспроизводимо «независимыми исследователями», — тому в научной состоятельности и истинности отказывается.
По большому счету это высказывание относится к пониманию науки в цивилизованном мире
в начале 20 века, и в СССР до середины 20 века. Среди современных математиков и физиков
речь об истинности не идет совсем. Скорее речь идет либо о непротиворечивости либо о полноте
теорий, описывающих какую-то часть изучаемого мира. Причем в большинстве случаев
собеседники согласны, что возможная трактовка событий (теория) может быть различной,
но за основу берется та, которая наиболее удобна либо для понимания, либо для создания новых
технологий, либо для создания новых теорий, как некоторого псевдоязыка.
Вследствие такого рода подмены многие предметные области исследований, в которых результаты невоспроизводимы в силу уникальности объективных явлений либо в силу неповторимости пути личностного развития тех, кто впервые их получил, выпали из сферы интересов науки или же для неё как бы не существуют, представляясь предметом вымыслов, а не неотъемлемой частью познаваемой объективной реальности. К числу таких выпавших из интересов науки предметных областей принадлежит весь «мистический» и религиозный опыт человечества.
Я бы сказал не выпали, а еще не вошли в сферу интересов науки. Нельзя создать технологию
на уникальном опыте или уникальном эксперименте. Таким образом изучение этих явлений с точки зрения науки просто невозможно, может быть и по причине не достаточной продвинутости самой науки. Наука никогда не охватывала и не могла объяснить всех явлений. В науке просто нет инструмента для
объяснения таких явлений. В конце концов религия и философия и являются теми дисциплинами,
которые обобщают и классифицируют подобный опыт. Нельзя же обвинять хоккеиста в том, что он
не прыгает прыжок в три оборота, у него просто другая специализация.
Более того большинство математиков считают, что познание бесконечно, так что всегда будут
существовать явления которые нельзя объяснить находясь в системе нашего мира.
В результате описанной выше подмены и забвения принципа «практика — критерий истины» и произошло разделение науки и религии в лице большинства традиционных конфессий, переходящее временами в конфликт на взаимоуничтожение.
И это утверждение относится где-то к началу 20 века.
Отказывать любому из этих двух способов в научной состоятельности — значит плодить ошибки в познавательной прак-тике, обрекать себя на ущербность (неполноту) и дефективность мировосприятия и миропонимания, на творческую им-потенцию и неблагодатность творческих успехов. Познание и очищение культуры от накопившихся заблуждений требует сочетания в познавательно-творческом процессе обоих способов.
Верная вообщем мысль. Есть два, а может и больше способов познания мира, и каждый
может выбирать любой из них или не познавать мир вовсе.