О рукоделииКогда я ножичком точил свой полосатый жезл, я вспомнил о христианском смысле рукоделия.
В Христианстве рукоделию придаётся очень положительное значение в связи с тем, что рукоделие, как и молитва, помогает хранению ума. Когда человек сосредоточен на рукоделии, весь его ум занят и сконцентрирован настолько, что абсолютно не остаётся места греху и греховным помыслам. Ведь помыслы проникают к нам только тогда, когда ум свободен, не сосредоточен ни на чём. От помыслов уже происходят и желания, которые, будучи не удовлетворёнными, причиняют нам страдания.
Олег обрабатывает свой посох. Он же рукодельничает в костре. Вот попробуй себе представить, как ты привязываешь тент к дереву, сосредоточен на этом, и вдруг ум начинает склоняться ко греху - думать о женщинах. Нереально.
Или вот я нарезаю бутерброды, смогу ли я в это время склониться ко греху и подумать об интернете или о желании иметь много денег?
Или вот Паша собирает рюкзак. Может ли он при этом испытать негативные эмоции - впустить в себя мысль о том, что жареный лук - очень противен? (Паша не любит жареный лук)
Или вот, товарищи наши пилят. Могут ли они в этот момент невыносимо хотеть мыться в бане? Только сразу после процесса, но не в момент труда.
О молитвеУже второй год пытаюсь научиться Иисусовой молитве по ходу движения с рюкзаком. Появились следующие наблюдения за способностью к хранению ума. Идёшь в гору с рюкзаком, устанавливается некоторый ритм дыхания, который как-то плавает – дышишь то чаще, то реже. И вот в какой-то момент ритм дыхания, ощущения тяжести, настроение вдруг совпадают с какой-нибудь попсовой песней… и начинается… Через полчаса ловишь себя на мысли, что в твоём уме играет попсовая песня, причём уже полчаса без перерыва, и ты не отдаёшь себе в этом отчёта.
Слава Богу, что поймал себя! Есть возможность заместить песню на Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго». И здесь тоже начинаются определённые трудности. Если делаешь молитву со вниманием к её смыслу, то это почему-то забирает часть сил, и становится труднее идти. Если же ввёл молитву к себе в сознание также, как прежде в сознании была попсовая песня – повторяешь не отдавая себе в этом отчёта – и тогда силы не тратятся. Но об этом нужно ещё раз внимательно перечитать Святых Отцов – есть ли от этого какая польза?
И каким образом сделать так, чтобы молитва со вниманием не отнимала сил от ходьбы с рюкзаком. Мне кажется, что истинное молитвенное состояние не должно отнимать сил, а наоборот, должно их поддерживать. Ведь не зря же говорится в Библии «непрестанно молитеся» - это означает, что ум всегда должен находится в молитвенном состоянии – неважно, занимаешься ли ты трудной работой, или отдыхаешь.
Для тех, кто занимается медитацией и верит в медитацию, рекомендую почитать Святых Отцов об Иисусовой молитве – там можно очень много полезного почерпнуть, они объясняют, как именно работает медитация и как достичь медитативного состояния.
* * *
Ещё интересное наблюдение. Дима К - атеист. Но он сознался, что когда очень трудно, когда идёшь в гору с тяжёлым рюкзаком, и пот градом, то в уме сама собой вырывается просьба к Богу "Господи, помоги!"