Р.Е.
Познавший радость общения
Карма: +280/-2
Offline
Сообщений: 3835
|
|
« Ответ #114 : 11 Август 2008, 20:37:22 » |
|
Три санкхьи
Вчера слушал лекции Рузова «Йога разума». Вот что я из них понял. Философия санкхьи для рядового семейного человека предполагает помнить о цели своей жизни. Для этого в течение дня существует три момента, когда человек должен вспомнить о цели жизни: утренняя санкхья, дневная санкхья и вечерняя санкхья.
Утренняя санкхья заключается в том, чтобы сразу после подьёма вспомнить о своей истинной цели жизни. Это будет способствовать правильному использованию времени в течение дня, а также поможет поставить правильные цели дня, которые могли бы способствовать достижению цели жизни.
В течение первой половины дня, по мере развития деятельности и соприкосновения с земными вещами ум человека постепенно наполняется материальными желаниями. Это замутняет рассудок, удаляет помыслы от цели жизни. В это время, около 12 часов дня, в организме, также как и утром, происходят метаболические процессы, связанные с положением Солнца. В это время снова очень важно вспомнить о цели жизни – это дневная санкхья.
Далее, по мере склонения Солнца к вечеру, новые метаболические процессы в организме порождают усталость, из которого происходит состояние лености. Вечером не хочется ничего делать. Большинство людей в это время держит в руках пульт от телевизора. В данный момент снова важно вспомнить о цели жизни – и это будет вечерняя санкхья.
Конечно, помнить о цели жизни не значит просто вспомнил, и тут же забыл. Три санкхьи в течение дня должны порождать определённые поступки – молитвы, чтение духовной литературы, медитацию, акты благотворительности и т.п.
Походная санкхья
Как это относится к походу? Когда готовишься к походу, в том числе воспоминанием о предыдущем походе и возрождением желания наполнить духовным смыслом предстоящий поход – то это время похоже на утреннюю санкхью, на воспоминание о смысле жизни. Тем более, оно сопоставляется с утренней санкхьей, если представлять всё время похода как один день (см. раздел данного отчёта «Один день Брахмы» на первой странице). То есть, осуществив предпоходную санкхью, гораздо легче наполнить сам поход таким смыслом, который будет способствовать достижению цели жизни.
Но что происходит дальше, в походе? Первую половину похода ум наполняется гуной страсти, материальными желаниями, которые состоят в поглощении горной красоты, в планировании радиалок, в походных заботах о дровах, еде и защите одежды от осадков. Конечно, лучше всего делать трёхразовую санкхью каждый день, но это с моим сознанием нереально, потому что в начале похода каждый день довольно напряжён – переходы, радиалки. Можно было бы выбрать для этого более-менее спокойный день в середине похода, но об этом, к сожалению, было забыто.
Значит, в середине похода нужно было совершить «дневную санкхью», осознав, что наш ум наполнен суетой первой половины похода. Какими поступками это могло быть материализовано? На природе две возможности – молитва и созерцание природы. Правда, и для благотворительности в походе есть возможность. В Индии считается одним из высших видов благотворительности – это строительство дорог. В походе можно было, например, сложить много туриков на каменистой тропе – это было бы аналогом строительства дорог.
В конце похода, аналогично концу дня, ментальное тело наполнено усталостью от впечатлений, ленью и желанием побыстрее оказаться в постели – то есть уехать домой, помыться, побриться и одеть чистую одежду. Здесь необходима «вечерняя санкхья», поступки и размышления на тему смысла жизни, который нужно воплотить в походе. «Вечерняя санкхья» нам удалась – мы посетили природный храм – перевал Каратюрек, который находится в виду величайшей силы Алтая – Белухи. Нам удалось преодолеть усталость и лень конца Походного Дня, и совершить большую радиалку.
Что касается каждодневной санкхьи в походе, то замечены следующие тенденции. Мне удавалось в первой половине похода по вечерам практиковать Иисусову молитву в качестве вечерней санкхьи, но эта привычка быстро где-то растворилась, и я сразу после сидения у костра стал ложиться спать. Ум по мере похода наполнился гуной страсти, исчезло рвение к молитве. Стоит сравнить ощущения в этом походе с прошлогодними. В прошлом году было больше состояния одухотворённости сознания, больше памятования о молитвах, но меньше знания о том, что это такое, и зачем нужно. Ощущения большей одухотворённости могут быть связаны с высотой – почти весь прошлогодний поход проходил на высоте выше 2000м. Но возможны и другие причины – это какая-нибудь особая фаза продвижения сознания, приходящаяся на период похода, и связанная и с личным состоянием, и с астрологическими влияниями, и с другими причинами.
|