Вот я и побывал на мероприятии под название off-road. Слов нет, одни эмоции, отвисшая челюсть и глаза по пять копеек. И это несмотря на то, что маршрут был средней трудности. Постараюсь все-таки найти слова и рассказать хотя бы поверхностно. Фото-видеоматериалов у нас много, но в самых сложных местах было не до фотографирования, так что самая жесть осталась за кадром. Но, тем не менее …
Итак, основная идея езды по бездорожью заложена в самом этом названии. То есть надо проехать из пункта А в пункт Б, не пользуясь какими-либо дорогами. Вернее, пользоваться-то ими никто не запрещает, но их там обычно просто нет. Если впереди кусты, то едем по кустам, сминая их машинами. Если встретилось дерево, то пытаемся его объехать. Не удалось? Не беда, на такой случай есть бензопила. Грязь по колено, болото – не обращаем внимания, едем дальше. Застряли? Расчехляем лебедку и вперед. Застряли снова через 20 метров? Снова расчехляем лебедку. Второй раз это уже получается быстрее. На третий раз ее уже никто не зачехляет, просто трос сматывается на рога. Речку – преодолеваем вброд. Широкую речку – вброд. Глубокую речку – вброд. С реками другого выхода просто нет. Страшно? Да! Но все равно – вброд! Плохо, когда река наполовину закрыта толстым слоем льда, а наполовину – просто вода. Доезжаешь до края льда и ухаешь капотом вниз в воду, в неизвестность. Ну, не совсем в неизвестность. Каждую реку сначала исследуют пешком в поисках брода. В обратную сторону такие реки преодолевать еще сложнее. Доезжаешь по реке до льдины и думаешь, как же въехать на это полуметровое препятствие. Если глубина такая, что капот еще видно, то брод считается несложным. Если только крыши торчат, то уже малость неприятно. Еще надо очень точно выдержать заданную траекторию по реке. Опознавательных знаков никаких, надо запомнить маршрут и повторить его в точности. Шаг влево, шаг вправо – и машина в трехметровой яме. Вызволять ее оттуда - отдельная эпопея. Самое страшное, когда едешь по дороге между скалой и обрывом и обрыв все ближе и ближе приближается к скале. До тех пор, пока полочка не оказывается уже машины. Тогда из досок сооружают аппарель над пропастью и машина едет одним колесом по сузившейся полочке, а второй по этой хлипкой и шатающейся конструкции, нависающей над пропастью. Неприятны так же расселины в ледниках, крутые глинястые подъемы и много всяких других природных ловушек и капканов. Еще момент по поводу рек. В глубокой воде машина приобретает некоторую плавучесть и сцепление колес с дном катострофически падает. Крутишь руль, а машина продолжает ехать (плыть) прямо. В последний день пути наш водитель был не в состоянии рулить, так что за руль пришлось сесть мне и я на своей шкуре испытал – что такое неуправляемая двухтонная дура посредине горной реки. Адреналин выходил литрами изо всех отверстий организма
Средняя скорость по такому бездорожью у нас была 20 км. в сутки, при этом спали всего несколько часов под утро. Ночью встать на отдых было нереально, просто негде. В одном месте преодолевали полкилометра чуть ли не два часа. Сначала влетели в яму, из которой долго лебедились. Потом выяснилось, что при ударе одно колесо разбортовалось. Долго с ним воевали, но все таки победили. Правда, при этом мне чуть не срезало хайджеком пальцы на правой руке, но отделался только синяками и небольшим вырванным куском мяса из пальца. После этого, еще через 100 метров ошибка пилотирования привела к тому, что машина завалилась набок, одной стороной стоя на леднике над речкой, а второй провалившись в болото. При этом машину нужно было вытаскивать в сторону ледника, перпендикулярно продольной оси машины. Я немного сумбурно объясняю, подробности готов на пальцах объяснить при встрече. Словами сложно все это передать. Ну ничего, вытащили с третьей попытки. Главное, что при этом никого не убили сорвавшейся лебедкой. Да, забыл сказать, что все это происходило уже в темное время суток, при свете фар.
Еще один неприятный фактор – клещи. Их там действительно много. Невзирая на то, что мы регулярно обливались противоклещевыми препаратами, все равно постоянно снимали их с себя пачками, доставали из спальников и т.д. Представляете, каково это – ночью лазить по кустам в поисках места, куда можно зацепить лебедку и знать при этом, что вот именно в этот момент за тебя цепляются эти твари и начинают ползти вверх. В темноте найти их на себе – непростая задача, даже в свете фар. Мои друзья до сих пор находят клещей в вещах, привезенных оттуда. Бр-р-р … Мы пока не нашли, но и вещи еще не все разобрали.
Еще один момент, по поводу еды. В семь утра встали, в восемь поели и в дорогу. Следующий прием пищи в два часа ночи. Днем есть негде, да и не до того, надо рубиться вперед, просто забываешь про еду.
В таком противостоянии с природой ни у кого и мысли нет жалеть себя или технику. Каждое утро начинается с починки. Гнутые пороги не выправляют, ведь и так можно ехать. А вот полуоторванные куски обшивки снимают и пакуют в багажники или привязывают на крышу. Один раз пришлось разобрать половину передней подвески, что бы вытащить оттуда застрявшее по дороге брёвнышко. А вчера с ним так и ехали, так как негде и некогда было его вынимать. Кто-то пробил днище (хорошо, что не картер), кто-то замял кузов, кто-то что-то оторвал, у кого-то срезало болты. Это все нормально, никто по таким пустякам не парится. Главное, что машина на ходу. Все остальное барахло тоже никто не жалеет. Я вот, например, пожертвовал подхребетником. Из него вырезали прокладки взамен резиновых. Все вещи лежат внавал в багажнике, круглые сутки трясутся и летают по салону, все мнется, рвется. Если пилой не распилило палатку или спальник – уже хорошо. Люди тоже летают при преодолении полуметровых булыжников и ям. Я себе чуть голову не пробил в одном месте.
Про погоду. Днем жара, ночью заморозки. Каждое утро я купался. Успел поплавать в Бие, Катуни, в реке Кумир, в реке Чарыш и в каком-то безымянном озере. А ночью замерзал в нескольких кофтах, в горнолыжном костюме и в спальнике.
Серьезная работа на пределе возможностей людей и машин обостряет человеческие отношения. У нас был дружный веселый коллектив, но в один из моментов один из участников чуть не получил люлей от остальных участников команды за индивидуализм и несогласованность действий. Там вообще такая Санта-Барбара была после этого случая! Ночь с водкой стерла шероховатости, но факт остается фактом – в таких поездках надо жестче контролировать свои чувства, эмоции и осознание окружающего. Все, что есть внутри людей, все вылазит наружу. Хочешь узнать человека ближе – езжай с ним покорять бездорожье.
Ну что еще веселого написать? В голове бесконечная вереница впечатлений, но я не знаю, как это доходчиво рассказать. Там надо побывать самому и почувствовать все это на своей шкуре. Постараюсь в ближайшее время выложить фотки. Ну а видео приходите смотреть в гости
P.S. На сайте любителей оффроада выложены правила, которые нужно неукоснительно соблюдать, что бы успешно выполнить свою миссию и вернуться живыми и невредимыми. Правил много, но приведу только самое первое и самое главное правило: “Не сцать!” Чего и всем желаю