Наше путешествие на прошлых выходных можно разделить на три части. Первая часть - катание с пятницы до субботы на яхте с сослуживцами, вероятно, будет не сильно интересна мицаровской компании. Третья часть (воскресенье в Спирино) будет вскорости освещена мицариками - участниками событий. Но есть еще вторая часть - ночь с субботы на воскресенье. Хоть в этой части и не принимали участие мицаровцы, кроме нас с Ленкой, но не могу не поделиться впечатлениями, ибо распирают они мое сознание. Может в пересказе это будет не сильно впечатляющим, но в реальности было выплеснуто море адреналина.
Совы на болотеЛегкое беспокойство скользнуло по недрам моего сознания, но я легко нейтрализовал его небольшими зарядами оптимизма и пофигизма. Накрытое легким одеялом философских рассуждений, беспокойство затихло и уснуло. До поры до времени ...
Беспокойство было вызвано вопросом о том, как я буду оправдываться через несколько часов перед своими попутчиками. Они знали лишь название точки прибытия. Название им нравилось и они жаждали поскорее туда добраться. Да и любому бы понравилось это название – озеро Иткуль. Если бы озеро называлось как-то по-другому, то, возможно, мы бы туда не поехали. Но я был очарован этими чудными звуками (ит-куль) и мне очень хотелось когда-нибудь произнести “А вот когда мы были на озере Иткуль …”. Например, на озеро Могильное я бы так не рвался. Что бы нам с женой было не скучно, я позвонил своим бывшим одногруппникам и предложил провести вечер воспоминаний “на озере Иткуль”. Все одногруппники (т.е. два человека) с радостью согласились. До цели оставалось 150 км., экипаж был бодр и весел. Машина сотрясаясь от острот и бурлящего позитива, резво мчала нас к цели.
Я знал чуть-чуть больше, чем попутчики. Точнее говоря, у меня было осознанное предчувствие. Во-первых, я знал, что озеро находится недалеко от Чулыма. Во-вторых, я был в Чулыме почти четверть века назад (мы там строили роддом) и очень хорошо представлял антураж тех мест. Окружающую Чулым на десятки и сотни километров территорию можно охарактеризовать одним словом – БОЛОТО. Именно этот фактор грозил нарушить наш радужный план. Что бы подготовить людей, я все-таки заикнулся про это самое болото, но меня не восприняли всерьез. Я не смог словами передать, что это не “болото”, а “БОЛОТО”. Ну и ладно, на месте разберемся. Назад бы я все равно не повернул. В моих правилах – доводить все безумные идеи до конца.
Два часа по трассе незаметно пролетели в веселье и разговорах. Специфика окружающей местности обрушилась на нас сразу после сворота с трассы на Чулым. Мы оказались на некотором подобии дороги, проложенной по хлюпающей грязи. Впрочем, это нагромождение ям и колдобин было вполне проезжим, хотя и не шибко комфортным. Затрудняло ситуацию еще то, что мы абсолютно не имели понятия о направлении. Дороги то сходились, то расходились, я выбирал направление наобум. Впереди показалось стадо коров в сопровождении двух пастухов. Коровы тоже шли по дороге, так как в болото им лезть не хотелось. Я вообще не понимаю – где они там пасутся? Мы догнали стадо, я подъехал к пастуху, открыл окно и спросил, как проехать на Иткуль. Реакция пастуха была неожиданной. Сначала он что-то пробормотал о том, что нужно поехать прямо и налево. Но через мгновенье он преобразился, оскалился и, замахнувшись плеткой, подскочил ко мне, буквально изрыгая из себя “А лучше послушай моего совета …” Не дожидаясь продолжения “… говнюк, вали отсюда и что бы я тебя больше тут не видел.”, я резко включил заднюю передачу и уже собирался газануть, прикидывая, куда он собирается нанести удар – по мне или по машине. Все попутчики испытали примерно те же чувства, но им было легче, так как их головы не точали наружу, а были спрятаны за толстыми субаровскими стеклами. Я на несколько мгновений замешкался с выжимом сцепления, поэтому машина еще стояла на месте, а пастух уже успел завершить свой выпад. Плетка, описав полукруг, указала на юго-восток, а фраза продолжилась вполне безобидно “ … езжай налево через газопровод, потом направо, под мост и далее налево через реку …”. Я плавно перевел рычаг на нейтраль и отпустил сцепление. Все перевели дух. Такая вот манера разговаривать у местных пастухов, будем знать в следующий раз. Еще полчаса плутаний среди болот и мы увидели его. Так вот он какой, Иткуль!
Издали озеро производило благоприятное впечатление – ровное зеркало воды до горизонта, красиво обрамленное по берегу камышами. По мере приближения стало понятно, что нам предстоит сложная задача - нужно было найти место для стоянки. Мое беспокойство к тому моменту выспалось и сладко потягиваясь, начало понемногу шевелиться. Стало понятно, чем так красивы камыши. Они очаровывали своей многочисленностью. Местами зеленый частокол тянулся от берега на сотни метров. Однако, подъехать к камышам тоже не представлялось возможным, так как вокруг них существовала естественная полоса отчуждения в виде болот. Мы раз за разом пытались подъехать к воде. И раз за разом отступали перед очередной топью. Недалеко виднелась деревня и на околице просматривалось несколько тракторов. Думаю, что местные жители специально их приготовили, увидев наше желание заехать подальше и завязнуть поглубже. Ближе, чем на сто метров, подъехать к воде так и не удалось. Подумали, не разбить ли лагерь вдалеке от воды, а до озера ходить пешком купаться. Но был еще один фактор, который просто невозможно было игнорировать – несметное количество кровососущих гадов. Болото, как-никак. Когда машина останавливалась, ее окружала темная взвесь из комаров. Они облепляли стекла и плотоядно заглядывали внутрь. Комары были большими, но они казались миниатюрными среди пикирующих мохнатых тварей, размером с мелкую сливу, которые на полной скорости врезались в машину, отчего она сотрясалась. Звуки напоминали что-то среднее между маленькой бомбежкой и большим градом. Одна слива умудрилась укусить Ленку. Сейчас прошло уже два дня с тех событий, а на месте укуса до сих пор красное горячее пятно размером с блюдце.
Полтора часа езды по окрестностям дали несколько результатов.
Хороший результат:
Мы не застряли.
Забавный результат:
В самой гуще комариного царства, в эпицентре болота, мы обнаружили пионерский лагерь “Чайка”. Это как же нужно ненавидеть детей, что бы построить его в таком месте! Детей мы там не видели, но сторож нас уверял, что дети были! Может и были, но куда делись – зловещая загадка. Я думаю, что недаром летающие сливы в тех краях такие большие.
Замечательный результат:
Стало ясно, что вставать там негде. Ура! Путешествие продолжается!
Нужно ехать дальше, только вот куда? Посмотрели на карту. В радиусе сотни километров – болота. Хочется на берег Обского моря, но прямых хороших дорог до туда нет, а возвращаться через Новосибирск – себя не уважать. Решили прорываться от Иткуля на Ордынскую трассу по болотам. Это было довольно авантюрное решение, учитывая, что мы плохо представляли – куда ехать. К тому же уже вечерело. Мы выехали из Новосибирска в шестом часу вечера, так как до этого сутки катались на яхте по островам и на Иткуль двинулись прямо из морского путешествия. В яхт-клубе нас ждала машина, вещички в ней уже были собраны. Оставалось сойти с яхты, сесть в машину и двинуть в болота. Все это привело к тому, что болотный прорыв от Чулыма нам пришлось начинать уже в десятом часу вечера. Смеркалось. Не очень понятно было, сколько нам предстоит преодолеть километров. Я был почти твердо уверен, что не более двухсот. Судя по карте, часть дорог должны были быть асфальтовыми. Не верьте картам! Нету в болотах асфальтовых дорог! Нету!
Сначала пытались найти хоть одну дорогу в южном направлении. Встретившиеся нам в деревне бухие мужики, махнув в нужную сторону, сказали, что там проходит московская трасса. Мы несказанно обрадовались. Особенно нас воодушивило название “московская трасса”. Сначала московская трасса была похожа на обычную деревенскую грунтовку, потом она начала вырождаться в тракторную колею. Через пару-тройку километров мы поняли, что дальше проезда нет. Пришлось возвращаться. Так, методом тыка, мы колесили по окрестностям. Наше петляние в течении получаса три раза пересеклось с петлянием какого-то в дупель пьяного мужика. В первый раз он нам приветственно махнул рукой, второй раз посмотрел с опаской, в третий раз рванул от нас на заплетающихся ногах. Не удивлюсь, если он после этого завязал с выпивкой. Вообще местные жители смотрели на нас с большим удивлением. Чужаки там не ездят, места там нифига не туристические. А если и ездят, то большей частью на тракторах. Часам к одиннадцати мы нашли-таки какую-то дорогу, довольно накатанную и идущую в нужном направлении. Но что нас особенно радовало, так это наличие на дороге километровых столбиков. Немного неприятным было только то, что дорога была очень каменистая. Быстро ехать было невозможно и мы неспеша мчали в ночь. Слева-справа расстилались болота. Вокруг ни людей, ни строений, ни машин. Впереди нас ждала полная неизвестность. Я немного беспокоился по поводу бензина. Если через 200 километров мы бы уперлись в непроходимые топи и пришлось ехать назад, то я не уверен, что нам бы хватило бензина. Нет, вру, уверен, что не хватило бы. Но отступать мы не собирались. Отступление – не наш профиль.
(Небольшое отступление. Уже постфактум я поискал в Интернете информацию и оказалось, что болота, через которые мы ехали, являются южной оконечностью самой большой болотной системы в мире! (Хотя иногда говорится об “одной из самых больших систем”, но в тройку призеров эти болота попадают точно.) Речь идет о Васюганских болотах. Кому интересно – поищите информацию, это действительно впечатляет. Можно начать вот с этого:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Васюганские_болота )
Представьте себе бескрайние топи, по которым проложена сеть насыпных щебеночных дорог. Мы попались как раз в такую сеть. Места абсолютно безлюдные. GPS и компаса у нас нет. Мобильной связи нет. В таком режиме можно колесить по болотам бесконечно долго и сгинуть там от безысходности. Сами дороги средней степени паршивости. Это немного напрягает. Повезло, что не было дождей, а то напрягались бы еще больше. Сначала очень выручали километровые столбики. Пока они встречались, мы чувствовали небольшую успокоенность. Потом они кончились и стало как-то неуютно. Выбирать направление стало сложнее.
Единственно, что радовало, это настрой экипажа. Скажу кратко – было весело. Очень умиляли совы, которые водятся там в несметных количествах и очень любят сидеть на дороге. При нашем приближении они взлетали и какое-то время летели впереди машины, указывая путь. В некоторых местах они сидели длинной вереницей на расстоянии пятидесяти-ста метров друг от друга. Таким образом, нас почти постоянно сопровождал пернатый эскорт. И нам оставалось лишь любоваться летящими перед нами крылатыми жопами, переливающимися в свете фар.
В таком режиме мы отмахали уже много десятков километров. Если представить область нашего предполагаемого маршрута в виде огромной задницы, то мы как раз добрались до ее середины. Я это знаю абсолютно точно, потому что именно в самом центре должно было случиться то, что случилось. Я ЭТО почувствовал сразу, остановил машину и прислушался к комариному гулу, который перекрывал звук работающего мотора. Мои попутчики еще не знали, что у комаров сейчас будет поздний ужин. Сами комары, похоже, об этом догадывались. А я знал это абсолютно точно.
Я вышел в темноту и подошел к колесу. Оно еще сохраняло свою форму, но я уже знал, что это оно. Минуту назад легкое изменение в поведении машины сообщило мне, что “правому переднему колесу пришел трындец”. Под звуки легкого шипения колеса и ликующих комариных визгов я пошел разгружать битком забитый багажник. Что бы достать запаску, предстояло выгрузить ВСЕ. Поверьте, этого “всего” было действительно много! Вокруг болото, вываливали пожитки прямо на дорогу. Яркая луна освещала чудное зрелище – посредине великой топи, под слоем ликующих мутантов из семейства комариных, расположился цыганский табор, разбросав вокруг бесчисленное количество барахла и танцуя вокруг машины танец шиномонтажников. Одно радовало – все летающие сливы остались на Иткуле. И на том спасибо.
Назад возвращаться не хотелось. Но ехать дальше, в неизвестность, было очень рискованно. Вероятность пробить очередное колесо была высока, ибо степень каменистости дороги не уменьшалась. Второй запаски у нас не было, а до ближайшей цивилизации было около сотни километров в любом направлении (помните про то, что мы были как раз в центре округлого органа?). Какое расстояние и по каким дорогам нам предстояло пробираться, было абсолютно неясно. К тому же ехать на банане (полноценной запаски у меня не было) предстояло медленнее и аккуратнее. Впрочем, я не сильно тяготился муками выбора. Недавно жена, зная мой стиль жизни, подарила мне футболку с надписью “Не ссы, прорвемся!”. Я повернулся ко всем спиной, что бы прочитали и пресек этим любые разговоры о возвращении. Поехали дальше ...
Через полчаса у нас случилась очередная остановка. И причина для нее была достаточно серьезная. Мы конкретно заблудились. Остановились на четырехстороннем перекрестке и тупо смотрели на расходящиеся дороги. Камня с надписью “Налево пойдешь …” видно не было. Все камни были обычными, без надписей. Уж было выбрали себе дорожку и тут нас осенило – можно ведь по звездам ориентироваться! Это был один из редких случаев, когда знание карты звездного неба реально помогло выбрать нужное направление. Спасибо тебе, Полярная звезда! И как здорово, что небо было ясным, без облачка. В результате мы поехали в противоположном направлении к тому, по которому собирались ехать до консультации со звездами. Сложно представить, куда бы завела нас неправильная дорога.
Болотное трофи продолжилось. Луна освещала мертвенным светом окружающюю нас трясину, дорога становилась все хуже. Народ развлекался, подсмеиваясь над ситуацией. Я чувствовал некоторое отупление, уже на автомате объезжая особо крупные камни. Ночные болота полны различных таинственных знаков, то обнадеживающих, то вселяющих уныние. В одном месте, например, вдруг возникли километровые столбы. На первом столбике была цифра 13, на следующем 12 и т.д. Вы представляете, с каким нетерпением мы стремились к началу отсчета. И вот он, столбик с долгожданной цифрой 0 ! Это был небольшой шок. Окружающий пейзаж ничуть не изменился. Те же болота, та же дорога и вокруг – НИЧЕГО ! И через километр ничего, и через два, и через пять … Просто такой вот нулевой столб посреди болотных кочек. Сюреалистичная картина.
Прыгаем на банане дальше.Полет нормальный. Только вот дорога стала ухудшаться … Второй час ночи, забрались уже черт поймешь куда, дорогу все сложнее называть дорогой. Даже совы уже не сильно скрашивают путешествие, мы к ним уже равнодушны. Уже сами похожи на сов - таращим глаза, что бы не уснуть. Отупление все усиливается. По говну – вперед, вперед … И вдруг … Я сначала даже не понял, что произошло. Почувствовал только, что характер движения изменился. И вдруг до меня дошло! Асфальт! Вот так вот неожиданно он возник под колесами после очередного поворота. Старенький, ухабистый, но все-таки асфальт. Еще через пару километров новое потрясение – мы выехали на трассу! Разметка, машины снуют, несмотря на поздний час. Просто центр цивилизации. Наше состояние сложно описать. Редко удается испытать такое блаженство. Ради подобных моментов стоит жить.
Я остановился и вышел якобы проверить колеса. На самом деле мне просто хотелось пройтись по асфальту. Потом мы долго ехали до моря. Тряска кончилась, машина катила мягко, попутчики уснули. Я боролся со сном в одинчку. Последние пятнадцать километров опять была плохая дорога, потом лесная дорога, но это уже не шло ни в какое сравнение с болотной трассой. Никто даже не проснулся. Я доехал до берега, нашел полянку, остановился и убрал ключ зажигания подальше. Я был твердо уверен, что до следующего вечера никто не заставит меня проехать и метра. На часах было полтретьего ночи. К этому моменту я находился за рулем 11 часов, без остановок на отдых и еду. Позади было около четырехсот километров, половина из них по болотам. Немного поразмыслив, я спрятал ключ зажигания еще дальше. Вышел, хлопнув дверцей посильнее, что бы разбудить попутчиков и обалдел – комаров не было!
Мы расположились в сосновом бору около песчаного пляжа. В темпе поставили палатку, искупались, ПОЖРАЛИ и до семи утра варили глинтвейн и орали песни под гитару. Ну чем не совы?
Утром я залез в палатку, лег и отключился. Думал, что включусь не раньше вечера. Однако события развивались так, что встать мне пришлось через три часа. Но это уже другая история …