Тимошок Игорь
Администратор
Живу я тут
Карма: +703/-5
Offline
Сообщений: 10394
|
|
« : 13 Октябрь 2009, 09:38:09 » |
|
В рассылке от Фалеева пришло такое письмо (простите, что много букаф):
Технико-Гуманитарный Баланс. В живой природе существует такое правило: чем сильнее вооружен вид животных (клыками, когтями, физической силой), тем больше действует у этих животных сила ТОРМОЖЕНИЯ внутривидовой агрессии. И, наоборот, чем слабее вооружено животное, тем оно агрессивнее и беспощаднее относится к представителям своего вида. В русской народной мудрости это отразилось пословицей: "Ворон ворону глаз не выклюет". И это действительно так. Ворон, умертвляющий жертву мощным ударом клюва в глаз, в драках с сородичами этот прием инстинктивно не использует. Один биолог, вырастивший и воспитавший ворона, любил демонстрировать это правило на себе: когда он руками подносил клюв ворона к своему глазу, ворон резко вырывался, т.к. инстинкт не позволял ему нацеливать свое смертоносное оружие в глаз другу. Олень в схватках с львом использует мощный удар задних копыт, которым травмирует льва. Но в турнирных боях между оленями подобные удары копытом исключены, самцы просто толкают друг друга рогами. Волк, признавая поражение, подставляет противники беззащитную шею. И это инстинктивно охлаждает пыл победившего. Гориллы, обладающие гигантской физической силой и массой тела около 250 кг, и вовсе ограничиваются игрой в "гляделки", побеждает тот самец, чей взгляд более свиреп. Такой механизм выработан природой по одной простой причине - важно, чтобы вооруженные грозным естественным оружием самцы во внутривидовых "разборках" друг друга не переубивали. Зато виды животных, которые наделены от природы слабым оружием, лишены таких инстинктивных механизмов торможения внутривидовой агрессии. Например, мыши бьются друг с другом яростно и без сантиментов. Голубь, символ мира, способен медленно и страшно добивать слабого противника. У мыши и голубя нет природного оружия, позволяющего легко нанести смертельную рану, поэтому для сохранения вида им не нужно сочувствие и инстинктивное торможение агрессии. Нам же с Вами важно понять следующее: предок человека, лишенный природного оружия (мощных клыков, когтей и физической силы) относился именно ко второй группе. Он был слабо вооружен природой, поэтому был лишен инстинктивных механизмов торможения внутривидовой агрессии. Он был агрессивен и беспощаден к представителям своего вида, но это не имело никаких особых последствий - его природное оружие не позволяло наносить сородичам смертельные раны. Так продолжалось до того момента, пока он не взял в руки палку и камень... С этого момента предок человека (Homo habilis, рост 1-1,5 м, вес 30-50кг) превратился в страшный для самого себя вид: "голубь с ястребиным клювом"... Слабый череп пра-человека не мог противостоять острому камню. Лишенный инстинктивных тормозов, он начал использовать острые отщепы, дубины и каменные топоры в разборках между своими, беспощадно и без жалости убивая сородичей. ВСЕ НАЙДЕННЫЕ ДРЕВНИЕ ЧЕРЕПА, реконструированные по дошедшим до нас осколкам, имеют признаки ИСКУССТВЕННОГО повреждения! Иначе говоря, эти пра-люди умирали исключительно от удара палкой или камнем по голове. Этим ученые и объясняют такое большое количество видов пра-людей и их взаимное пересечение в истории: вероятнее всего различные виды пра-людей возникали не однажды, но психология "голубя с ястребиным клювом " доводила их до полного самоуничтожения. Как же мог выжить такой странный вид? Сравнение генетического материала, полученного от всех ныне живущих на Земле групп, привело к удивительному результату: оказалось, что ВСЕ без исключения современные люди произошли от ОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ, жившей примерно 135-185 тысяч лет назад в Восточной Африке. Эту женщину в науке условно называют "Митохондриальной Евой". Оказалось, что слова "все люди - братья" - это не метафора. Согласно исследованиям антропологов, небольшое племя древних пра-людей протокроманьонского типа, попало в изоляцию в труднодоступные районы Африки, и, развиваясь в этой изоляции достаточно длительное время (десятки тысяч лет), размножилось и стало прямыми предками человека. Большинство же других племен и видов пра-людей просто переубивали себя и друг друга. За счет чего же смогли выжить потомки этой единственной женщины? Как это ни парадоксально, но они выжили за счет невроза - они стали боятся мертвецов (некрофобия). Страх перед мертвым телом сородичей не свойственен ни одному виду животных. Пра-люди, ставшие прямыми предками человека, были психостениками с тревожно мнительным характером и неестественно развитым воображением. Они начали боятся мертвых, приписывая им свойства живых людей, в т.ч. способность к мести. Поэтому они начали хоронить покойников, связывать им руки и ноги, накладывать сверху камень. Эта фобия - страх перед мертвыми и приписывание убитому сородичу способности мстить обидчику (а враждебные действия мертвого жестоки, непредсказуемы и поэтому опасны) - привела к тому, что конфликты с оружием в руках перестали доходить до убийства. Самоистребление было остановлено. Парадокс, но человек стал человеком, только благодаря наличию у него невроза. Позже покойников стали "ублажать" - класть в могилу оружие, цветы, предметы обихода. В этом случае покойник, по верованиям пра-людей, не должен мстить, а должен помогать соплеменникам. Потом это переросло в обряд поклонения предкам, т.е. к возникновению первой древней религии. Так впервые в истории человека сработал закон Технико-Гуманитарного Баланса: чем выше мощь производственных сил и технологий, тем более совершенными должны быть средства сдерживания внутривидовой агрессии (уровень культуры). Если этот закон не соблюдается, то народ вымирает. Показательный пример в связи с этим - судьба крупного палеолетического племени горных кхмеров. Это племя первобытных охотников дожило до наших дней в труднодоступных районах Южного Вьетнама. Это племя исчезло в 1975 году. Вьетнамские власти обвинили американцев в геноциде этих древних охотников. Американцы в свою очередь в том же самом обвинили вьетнамцев. После череды громких взаимных обвинений была организована научная экспедиция, которая выяснила суть дела. Оказалось, что к охотникам попали в руки американские карабины. Освоив огнестрельное оружие и оценив его преимущество перед луком и стрелами , охотники за несколько лет перестреляли всех животных в округе и друг друга. Немногочисленные выжившие спустились с гор и деградировали в чужой социальной среде. В каждом обществе различают внутреннюю устойчивость и внешнюю устойчивость. Внешняя устойчивость (E) общества рассматривается, как прямая зависимость от Технологического потенциала (T). Чем больше технологий освоено обществом, тем лучше оно может противостоять природным катаклизмам и геополитическим вызовам. Кратко это можно записать, как E = f(T). Со внутренней устойчивостью (S) все гораздо сложнее. Внутренняя устойчивость тем больше, чем больше уровень культуры (K), и тем меньше, чем выше уровень Технологического потенциала (T). Кратко это можно записать как S = f (K) / f(T). Эта формула показывает, что общество с небольшим техническим потенциалом, но высоким культурным уровнем будет максимально внутренне устойчиво, но беззащитно перед внешними врагами. Именно таков был конфуцианский Китай в течение тысячелетий. Но сравнивая обе формулы можно заметить, что повышение уровня технологического потенциала увеличивает внешнюю устойчивость общества, но уменьшает его внутреннюю устойчивость. И если при этом не увеличивать уровень культуры (К), то общество может просто развалиться. Именно из-за этого, кстати, развалился СССР. Величина уровня культуры (К) складывается из трех компонентов: 1. Организационная сложность общества. В СССР она была на хорошем уровне - общество было сложным, многонациональным и многоуровневым. 2. Когнитивной сложности среднего носителя культуры (т.е. умственные возможности среднего человека). В СССР была на хорошем уровне в виду обязательного среднего образования и широкой популярности и доступности высшего образования. 3. Информационная сложность культуры. А вот именно из-за слабости этого компонента и развалился СССР. Доступность информации и обмен ею были существенно затруднены. Сейчас мы преодолели это последнее отставание - общество стало информационно очень развито. Любой человек может вести свой блог в Интернете, начать делиться мыслями со всем миром, читать новости со всего света. Это резко повысило внутреннюю устойчивость общества - это можно видеть и по уровню поддержки президента и правительства, и по снижению уровня преступности, и по снижению уровня смертности. Но сейчас важно не потерять достижения СССР в области всеобщей грамотности. И, к сожалению, здесь не все идет гладко - появился ряд "проповедников", отрицающих важность образования вообще и высшего образования в частности. Эти проповедники под маской, например, "курсов о создании бизнеса с нуля" ведут открытую пропаганду, призывающую не отдавать детей в школы, а школьников в ВУЗы, заявляя при этом, что "школа ничему не учит", а "ВУЗ - это потеря времени". Вывод, к которому они подводят, прост: не надо много лет учиться, достаточно прямо сейчас поступить на рекламируемые ими бизнес-курсы, и вы станете успешной личностью и бизнесменом. (При этом, надо заметить, сами эти проповедники имеют высшее образование). Считаю такую пропаганду в целом очень вредной и опасной для общества, т.к. именно необразованность молодежи (а значит и понижение когнитивной сложности среднего носителя культуры) может привести к утрате внутренней устойчивости всего общества. Особенно это опасно на фоне все возрастающего уровня технологической мощи. Из всех трех компонентов уровня культуры именно этот компонент - умственные возможности среднего носителя культуры - является САМЫМ динамичным и поэтому наиболее ВАЖНЫМ. Резкое снижение когнитивных функций под влиянием эмоций способно служить решающим фактором разрастания кризиса и распада общества. Если мы хотим жить в процветающем обществе, если мы хотим спокойной жизни, то наша задача, каждого из нас - по мере возможности повышать уровень собственной грамотности и грамотности своих друзей и близких; научиться применять знания не только в спокойном состоянии, но и в состоянии стресса. Если у Вас появилось лишнее время - учитесь! Получайте первое, второе, третье высшее образование. Пишите и защищайте диссертации. Поддерживайте стремление к учебе в своих детях, супругах и родителях. Например, как оказалось, многие мужчины и женщины употребляют алкоголь просто от безделья. Простой выход из этого положения - поступить на вечернее (или заочное, или дистанционное) обучение по тому предмету, который Вам всегда нравился и воспринимался, как хобби. Если человек любит из цветов составлять букеты, то почему бы не отучиться на флориста? Если человек любит украшать сады, то почему бы не отучиться на ландшафтного дизайнера? Если человека увлекает мир психологии, то почему бы не получить высшее психологическое образование? Учитесь и применяйте свои знания в повседневной жизни (на фоне повседневных стрессов) - вот самый лучший способ повысить свои умственные способности, а значит и поднять когнитивную (от лат. cognitio - познание) сложность среднего носителя культуры, а значит и повысить внутреннюю устойчивость всего общества, а значит и сделать шаг к жизни в богатом, процветающем обществе.
|