В последний день катания температура стала резко падать и к трем часам дня на вершине горы опустилась до -36 градусов. На этом наше катание прекратилось и мы засобирались домой. Свой адреналин мы получили, обязательную программу откатали, можно было
сматывать удочки паковать лыжи.
Уезжать из Геша всегда немного тоскливо, но, с другой стороны, предстоящее ночное путешествие меня всегда вдохновляет. Я люблю крутить баранку, для меня это неотъемлемая часть путешествия. Итак, собрались, поехали … Хорошо, что за бортом всего -29. И через 15 минут -29 … и через полчаса -29 … Странно … Вдруг задняя подвеска стала дубеть и через пару десятков километров что-то бабахнуло в задней части кузова. Тут мы поняли, что уже давно не -29, а гораздо холоднее, просто японские термометры не могут показывать более холодную температуру.
Сначала похолодание дало о себе знать морозным туманом, поднявшимся над дорогой и сопровождавшем нас все 10 часов пути. Видимость была просто никакая, это немного напрягало. Точнее, первым предвестником был тот самый взрывной звук, раздавшийся из-под автомобиля, но я тогда его неправильно истолковал. Он хоть меня и испугал, но совсем не в том смысле. Дальше мы стали замечать все больше машин с аварийками, либо стоящих, либо разворачивающихся в обратном направлении. У стоящих машин мы все чаще наблюдали костры – горели паяльные лампы и покрышки, люди грелись сами и отогревали автомобили. Наконец-то до меня дошло, что за бортом совсем даже не -29, а гораздо холоднее. Но полная глубина возможного бедствия еще не овладела нашими умами, мы все еще находились в заблуждении.
Следующим вестником неприятностей стала прохлада в салоне. Климатический блок отказывался справляться с отогреванием всего салона, хотя до сих пор прежде всегда можно было устроить из машины сауну и ехать чуть и не в футболках. Ноги задних пассажиров стали замерзать. Из стекол отогревалась только некоторая часть лобового стекла и небольшие треугольнички боковых стекол, что бы смотреть в зеркала заднего вида. Впрочем смысла в этом почти не было, так как сами зеркала тоже были покрыты толстым слоем инея и разглядеть что-либо в них было вообще не реально.
Первая остановка принесла первую проблему. Снег, летящий из-под колес, налипал на брызговики и цементировался там до каменного состояния. В результате колеса перестали поворачиваться! Остановившись, я решил сбить снежную массу с брызговиков, но не тут-то было! Отскребание этой массы было малоэффективным. Попробуйте отскрести кусок от камня! Немного удалось сделать это с помощью ножа, который в результате погнулся в этой ледовой глыбе! Отскреб ровно столько, что бы колесо могло поворачиваться.
Вторая, туалетная, остановка у кафешки принесла нам первое ощущение реальности, ибо там был градусник. Температура приближалась к -50!
Но мы все-таки еще не до конца прониклись отрицательностью температуры и до Ленинск-Кузнецкого ехали с шутками и прибаутками, хотя уже начинали немного подмерзать.
Чуть отъехав от Ленинск-Кузнецкого, я попытался переключить скорость, нажал на педаль сцепления … а она не нажалась. Это был шок! С этого момента шок нарастал лавинообразно. Педаль я все-таки выжал, скорость переключил и тут же бросился проверять педаль тормоза. Она тоже замерзла! Кое-как я оттормозился, рассказал попутчикам о проблеме и какое-то время мы ехали неторопливо, но полностью офигевшие и обдумывающие наше дальнейшее поведение. Мы вдруг поняли, что за бортом около -60, до дома еще сотни километров, так что любая остановка на пустынной трассе чревата всякими неприятными последствими.
Самое интересное, что никто не предложил повернуть обратно и переночевать в Ленинск-Кузнецком, хотя это был, наверное, самый разумный вариант. Продолжали путь домой. Весь оставшийся путь я время от времени переключал скорости и отторамаживался без причины, просто для того, что бы разрабатывать механические системы автомобиля. Я стал продумывать свое поведение, если вдруг лопнут шланги тормозной системы или еще какая-нибудь фигня приключится. Подвеска тоже вся задубела. Пару раз где-то в задней части автомобиля что-то с жутким звуком бабахало. Было ощущение, что лопается кузов или что-то в подвеске, не выдержав нагрузки на морозе. Но Форь продолжал ехать дальше, как ни в чем не бывало. Я же не решался выйти и посмотеть – в чем дело. В такой мороз главное – движение вперед.
В Журавлево остановились перекусить, там было уже гораздо теплее, педали уже стали нажиматься нормально, но градусник все равно показывал -46 и по прогнозу в ближайшие часы должно быо опуститься до -60! То есть мы уже немного оторвались от отрицательной температуры, но она нас догоняла и нужно было уносить ноги. Когда остановились, мотор не глушили. Рядом стояла машина, в которой люди заглушили мотор, зашли перекусить и после этого уже не смогли завести автомобиль. Мотор остывал мгновенно.
Чуть позже нас остановил Гаец. Уже был близок Новосибирск и стало относительно тепло. Всего -37. Гишник очень удивленно смотрел на наш автомобиль. Я сначала не понимал, в чем дело, но выйдя на улицу, все понял. Форь напоминал айсберг на колесах. Ледяная корка покрывала его всего, при этом толщина льда достигала кое-где трех сантиметров! Уже через три дня после возвращения, когда основная снежно-ледовая масса была сбита и оттаяна, я все-таки сфотал то, что осталось. Это передний бампер через три дня после проезда через пояс холода:
Этим внимание к нашему автомобилю не ограничилось. Забегая вперед скажу, что уже вернувшись в Академ, когда я развез попутчиков и ехал в гараж, меня остановила машина с мигалками и вышедшие оттуда люди вплотную занялись моей персоной. Айсберг на колесах привлек их внимание, поэтому они заставили меня снять пуховик, долго проверяли вены на предмет уколов, потом несколько раз светили мне в глаза проверяя реакцию зрачков. Спрашивали, почему подрагивают пальцы? (Пережили бы они такое путешествие, я бы посмотрел на их пальцы!) С удивлением узнали, что у меня есть с собой все необходимые документы. Вобщем, я был для них каким-то непознанным объектом, который не укладывался в их систему ценностей. Еще пару раз обойдя Форь и поколупав ногтем ледяную корку, они все-таки меня отпустили, но были при этом в каком-то шоке. Я подозреваю, что в чем-то они превысили свои полномочия, но я был далек от того, что бы качать права, а просто наслаждался их офонарением
Отвлекся немного …
В конце нашего путешествия мне очень тяжело далось решение не ехать в Академ через Новосибирск, а свернуть с трассы сразу на Кольцово. Это 30км. безжизненной снежной пустыни. Если бы посередине этого пути что-то произошло с машиной, то до ближайшего жилья или трассы пришлось бы идти до 15 км. при морозе под -40. Но шила в заднице не утаишь Так что все-таки свернули и доехали благополучно.