Форум ССО НГУ "Мицар"
22 Декабрь 2024, 17:50:08 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: Переходим на новый домен форума http://ссо-мицар.рф/forum
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Фотогалерея Picasa Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Сенека. Нравственные письма к Луцилию  (Прочитано 6033 раз)
Р.Е.
Познавший радость общения
***

Карма: +280/-2
Offline Offline

Сообщений: 3835


« : 17 Сентябрь 2010, 17:45:37 »

Письмо XLI

Сенека приветствует Луцилия!

...

Если высокая душа чужда волнений, пренебрегает всем, словно все для нее ничтожно, если ей смешны наши страхи и стремления, – значит, ею движет небесная власть. Ничто столь великое не может существовать без поддержки божества. И выходит, что большей своей частью эта душа принадлежит тому миру, откуда снизошла. Как солнечные лучи, хоть и касаются земли, пребывают там, откуда исходят, так и душа, великая и святая, хоть и послана сюда затем, чтобы мы могли ближе познать божественное, хоть и не чуждается нас, однако неотрывно связана со своей родиной: от нее она зависит, к ней направляет и взоры, и усилия, а в нашей жизни участвует как нечто лучшее.

Что же это за душа? Та, что не блещет другими благами, кроме своих. Разве есть что глупее, чем хвалить человека за то, что ему не при надлежит? Есть ли что безумнее, чем восхищаться вещами, которые немедля могут перейти к другому? Лошадь не становится лучше, если узда у нее из золота. Одно дело – когда выпускают льва с позолоченной гривой, укротив его и утомив настолько, что он позволил себя украсить, другое дело когда он выходит неубранный и не сломленный духом. И уж, конечно, такой зверь, яростный в нападении, каким создала его природа, прекрасный в своей дикости и украшенный лишь тем, что на него нельзя смотреть без страха, намного превосходит другого, расслабленного и осыпанного блестками.

Никто не должен похваляться чужим. Мы хвалим лозу, если она отягощает побеги гроздьями, если гнет подпору к земле весом собственных плодов. Кто предпочтет ей лозу, на которой и ягоды, и листья из золота? Достоинство лозы плодоносность; так и в человеке следует хвалить лишь то, что от него самого. У такого-то красивая челядь и прекрасный дом, он много сеет и много получает барыша: но все это – не от него самого, а вокруг него.

Хвали в нем то, что нельзя ни отнять, ни дать, что принадлежит самому человеку. Ты спросишь, что это? Душа, а в ней – совершенный разум. Ведь человек – разумное существо; значит, для него высшее благо – выполнить то, ради чего он рожден.

А что требует от него разум? Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия мы все толкаем друг друга к пороку. Как можно вернуть к здравомыслию тех, кого не удерживает никто, а гонит вперед целая толпа?

Будь здоров.
« Последнее редактирование: 06 Октябрь 2010, 21:19:55 от Раитин Е » Записан
Yuliya
Мега-заводной
**

Карма: +125/-0
Offline Offline

Сообщений: 930

улыбайтесь!


« Ответ #1 : 17 Сентябрь 2010, 19:10:05 »

Никто не должен похваляться чужим...
Хвали в нем то, что нельзя ни отнять, ни дать, что принадлежит самому человеку. Ты спросишь, что это? Душа, а в ней – совершенный разум.
Юридически понятие "принадлежит" можно рассматривать в трех разных смыслах: владение, пользование и распоряжение.
В каком из этих смыслов душа "принадлежит" человеку?
Записан
Р.Е.
Познавший радость общения
***

Карма: +280/-2
Offline Offline

Сообщений: 3835


« Ответ #2 : 17 Сентябрь 2010, 19:40:42 »

Никто не должен похваляться чужим...
Хвали в нем то, что нельзя ни отнять, ни дать, что принадлежит самому человеку. Ты спросишь, что это? Душа, а в ней – совершенный разум.
Юридически понятие "принадлежит" можно рассматривать в трех разных смыслах: владение, пользование и распоряжение.
В каком из этих смыслов душа "принадлежит" человеку?
Хороший вопрос порождает осмысление Улыбка
Я думаю, что слово "принадлежит" здесь употреблено в смысле "самим в себе является". То есть Душа не то, чтобы принадлежит человеку, как нечто стороннее, а Душа есть сам человек. Здесь много факторов для такого перевода, и особенности переводчика, и трудность восприятия древних терминов современными образами.
Как раз из сравнения это и можно понять, когда сравнивают то, что есть сам человек (то есть Душа), и то, что ему принадлежит - как челядь, красивый дом, много барыша.
Записан
Yuliya
Мега-заводной
**

Карма: +125/-0
Offline Offline

Сообщений: 930

улыбайтесь!


« Ответ #3 : 17 Сентябрь 2010, 21:19:11 »

...Душа не то, чтобы принадлежит человеку, как нечто стороннее, а Душа есть сам человек...
Но не наоборот Улыбка То есть если душа - это человек, то человек - это не душа. Это много чего еще помимо нее.
... или, может, все остальное, кроме души, это уже как раз - НЕ человек? Строит глазки
Записан
Р.Е.
Познавший радость общения
***

Карма: +280/-2
Offline Offline

Сообщений: 3835


« Ответ #4 : 17 Сентябрь 2010, 21:35:46 »

...Душа не то, чтобы принадлежит человеку, как нечто стороннее, а Душа есть сам человек...
Но не наоборот Улыбка То есть если душа - это человек, то человек - это не душа. Это много чего еще помимо нее.
... или, может, все остальное, кроме души, это уже как раз - НЕ человек? Строит глазки

Помнишь понятия внешний, внутренний и небесный человек из Сведенборга?
Если отвлечься от Сведенборга - то все понятия - это разной степени упрощения. Например, по теософии, понятие души включает в себя 3 или 4 тонких тела человека из семи. Это если абсолютно точно. Но, как я понимаю, для передачи друг другу смысла используется понятие "душа" в гораздо более разнообразных вариациях смысла. В теософии также есть понятие "личность" и "индивидуальность". Высшая индивидуальность - это два высших тела (пятый и шестой) из семи и дух (седьмой), если я правильно помню. Думаю, что здесь, у Сенеки, под "душой" имеется в виду некая комбинация высших тел, возможно ещё не Высшая индивидуальность (Истинное эго), а какая-то комбинация, включающая тело разума (Сенека говорит о разуме). То есть в принципе современный человек, ввиду недостаточности чувств, под душой часто понимает разную комбинацию высших тел - в одном случае одну - в другом другую. То, что говорит Сенека, наверно, имеет область пересечения с внутренним человеком и с небесным человеком по-Сведенборгу. Вот как-то так.... Сбивчиво, но может в диалоге можно раскрыть более точно...
Записан
Yuliya
Мега-заводной
**

Карма: +125/-0
Offline Offline

Сообщений: 930

улыбайтесь!


« Ответ #5 : 17 Сентябрь 2010, 22:01:19 »

Помнишь понятия внешний, внутренний и небесный человек из Сведенборга?
Если отвлечься от Сведенборга - то все понятия - это разной степени упрощения. Например, по теософии, понятие души включает в себя 3 или 4 тонких тела человека из семи. Это если абсолютно точно. Но, как я понимаю, для передачи друг другу смысла используется понятие "душа" в гораздо более разнообразных вариациях смысла. В теософии также есть понятие "личность" и "индивидуальность". Высшая индивидуальность - это два высших тела (пятый и шестой) из семи и дух (седьмой), если я правильно помню. Думаю, что здесь, у Сенеки, под "душой" имеется в виду некая комбинация высших тел, возможно ещё не Высшая индивидуальность (Истинное эго), а какая-то комбинация, включающая тело разума (Сенека говорит о разуме). То есть в принципе современный человек, ввиду недостаточности чувств, под душой часто понимает разную комбинацию высших тел - в одном случае одну - в другом другую. То, что говорит Сенека, наверно, имеет область пересечения с внутренним человеком и с небесным человеком по-Сведенборгу. Вот как-то так.... Сбивчиво, но может в диалоге можно раскрыть более точно...
Оставим пока определения Улыбка
Меня другое  интересует: душу человек изначально не приобретает. Она ему ДАЕТСЯ. И с тем, что есть, он может (и должен) работать. И гордиться он может лишь тем, что получилось в результате его собственных усилий. Если он изначально спокойный, а не взрывной - чем гордиться? Здесь можно только благодарить... Того, благодаря Кому он спокойный. Его личных заслуг в данном случае нет. Если же спокойствие - результат работы над собой - можно хвалиться Улыбка (в хорошем смысле Улыбка).
Так же и в материальном мире. Если машину и квартиру мне подарили родители - чем гордиться? Если я сама на все это заработала- гордиться можно. Это результат моих личных усилий, моей работы.
Ну, то есть, может, все же не слишком правильно делить на "свое" и "не свое" лишь в зависимости от того, внешнее это или внутреннее?
Записан
Р.Е.
Познавший радость общения
***

Карма: +280/-2
Offline Offline

Сообщений: 3835


« Ответ #6 : 19 Сентябрь 2010, 16:31:56 »

Ну, то есть, может, все же не слишком правильно делить на "свое" и "не свое" лишь в зависимости от того, внешнее это или внутреннее?
Ну это в зависимости от цели того, чем ты занимаешься, и какую область знания (или философии) осваиваешь. Если ты осваиваешь философию земного успеха (всякие там Наполеоны Хиллы, Брайаны Трейси, Роберты Кийосаки и т.п.), то тебе целесообразно "своё" и "не своё" отличать тем, что заработано тобой и подарено родителями или выиграно в лотерею. Но в данном случае Сенека говорит именно о внутреннем и внешнем, как своём и не своём. Внутреннее я есть истинное я, и если оно достойно уважения других людей, значит этому истинному я есть чем гордиться. Но если своим "я" я считаю количество денег, красивые костюмы, супер-автомобиль, комплекс путешествий по самым престижным уголкам мира - то это "я" по смерти становится недействительным.

Так что понятия "слишком правильно" или "не слишком правильно" условны в том смысле, что должны следовать из конкретной целесообразности конкретных действий. Изучение Сенеки имеет целесообразность изучения внутреннего я, поэтому в его случае целесообразно делить на "своё" и "не своё" именно в зависимостиь от того, внешнее это или внутреннее.
Записан
Yuliya
Мега-заводной
**

Карма: +125/-0
Offline Offline

Сообщений: 930

улыбайтесь!


« Ответ #7 : 19 Сентябрь 2010, 18:40:30 »

Внутреннее я есть истинное я, и если оно достойно уважения других людей, значит этому истинному я есть чем гордиться. Но если своим "я" я считаю количество денег, красивые костюмы, супер-автомобиль, комплекс путешествий по самым престижным уголкам мира - то это "я" по смерти становится недействительным.
Жень, да не деньги и автомобили. А способность, настойчивость, целеустремленность, ум, в конце концов. Материальные вещи - это следствие уже, понятно, что это - не "я". С этой позиции разница лишь в материальности или нематериальности достижений, а качества для этих достижений необходимы практически одинаковые.
Записан
Р.Е.
Познавший радость общения
***

Карма: +280/-2
Offline Offline

Сообщений: 3835


« Ответ #8 : 19 Сентябрь 2010, 19:42:11 »

Внутреннее я есть истинное я, и если оно достойно уважения других людей, значит этому истинному я есть чем гордиться. Но если своим "я" я считаю количество денег, красивые костюмы, супер-автомобиль, комплекс путешествий по самым престижным уголкам мира - то это "я" по смерти становится недействительным.
Жень, да не деньги и автомобили. А способность, настойчивость, целеустремленность, ум, в конце концов. 
Главнее, на мой взгляд, мотив способности, мотив настойчивости, мотив целеустремлённости и мотив ума. Именно мотив есть свидетель внутреннего.
Записан
Yuliya
Мега-заводной
**

Карма: +125/-0
Offline Offline

Сообщений: 930

улыбайтесь!


« Ответ #9 : 22 Сентябрь 2010, 01:34:05 »

Фсе, согласная я)))))))))))
Записан
Р.Е.
Познавший радость общения
***

Карма: +280/-2
Offline Offline

Сообщений: 3835


« Ответ #10 : 06 Октябрь 2010, 21:21:08 »

Письмо LIII

Сенека приветствует Луцилия!

...

Легкий жар может обмануть, но когда он поднимется и начнется настоящая лихорадка, она у самого твердого и терпеливого вырвет признание. Ноги болят, в суставах немного колет – мы это скрываем, говорим, что подвернули щиколотку или перетрудили каким-нибудь упражнением. Пока хворь сомнительна и только подкрадывается, мы ищем ей имя, но когда болезнь начнет раздувать щиколотки опухолями и сделает обе ноги правыми, то тут поневоле признаешь, что это подагра.

А с теми болезнями, что поражают душу, все обстоит наоборот: каждый, чем больше ими страдает, тем меньше это чувствует. И удивляться тут, милый мой Луцилий, нечему. Кто спит неглубоко и в дремоте видит какие-то образы, тот иногда во сне понимает, что спит, а тяжелый сон прогоняет даже сновидения, и душа так глубоко в него погружается, что сама себя забывает.

Почему никто не признается в своих пороках? Потому что тонет в них и сейчас. Рассказывать сны – дело бодрствующего; признать свои пороки – признак выздоровления. Проснемся же, чтобы изобличить наши заблужденья. Но разбудит нас только философия, только она заставит нас стряхнуть тяжелый сон. Посвяти ей всего себя: она достойна тебя, а ты достоин ее. Устремитесь же друг другу в объятия! Смело и открыто откажись от всех остальных дел! Философией нельзя заниматься урывками.

Если бы ты заболел, то оставил бы домашние заботы, забыл о судебных делах и никого не считал стоящим того, чтобы пойти за него ходатаем даже в дни облегчения. Ты делал бы все, чтобы поскорей избавиться от болезни. Так разве теперь ты занят другим? Оставь же все, что тебе мешает, добудь себе досуг: кто занят, тот не достигнет благомыслия!

В руках философии – царская власть; она распоряжается твоим временем, а не ты уделяешь ей час-другой. Она не есть нечто побочное, – она есть главное; она – повелительница, ей и приказывать.

Александр ответил на предложение какого-то города4 отдать ему часть земли и половину богатств: "Я пришел в Азию не затем, чтобы брать, сколько вы дадите; это вы будете иметь столько, сколько я вам оставлю". Так и философия говорит прочим занятиям: "Я не желаю, чтобы мне доставалось то время, которое останется от вас, – это вы получите столько, сколько я на вас отпущу".

Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее – и ты сразу увеличишь разрыв между тобою и остальными. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов. Ты спросишь, в чем будет между вами разница? – Они долговечнее тебя. Но ведь, право, нужно быть великим искусником, чтобы в ничтожно малое вместить все. Для мудрого его век так же долог, как для богов – вечность. А кое в чем мудрец и превосходит бога: тот избавлен от страха благодаря природе, а этот – благодаря себе самому.

И это очень немало – при человеческой слабости обладать бесстрашием бога! Трудно поверить, какова сила философии и способность отбить всякую случайную силу. Никакое оружие не вонзается в ее тело: она защищена и неуязвима. Одни копья она затупляет и, словно легкие стрелы, отражает широким своим одеяньем, другие отбрасывает и даже посылает в того, кто их метнул.

Будь здоров!
Записан
Р.Е.
Познавший радость общения
***

Карма: +280/-2
Offline Offline

Сообщений: 3835


« Ответ #11 : 23 Октябрь 2010, 19:59:36 »

Актуально для нашего времени:

Письмо LXII

Сенека приветствует Луцилия!

Лгут те, кто хочет показать, будто куча дел не оставляет им времени для свободных наук. Такие притворяются занятыми, множат дела и сами у себя отнимают дни. А я свободен, Луцилий, свободен и принадлежу себе везде, где бы ни был. Делам я себя не отдаю, а уступаю на время и не ищу поводов тратить его впустую. В каком бы месте я ни остановился, я продолжаю свои раздумья и размышляю в душе о чем-нибудь спасительном для нее.
...
Будь здоров!
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!