В параллельной теме началось обсуждение Карагемского Прорыва (КП). Я думаю, что КП заслуживает отдельной темы. Мы в этом году проезжали мимо и смотрели с высоты на это безумие. Несмотря на то, что прорыв был далеко под нами и разглядывали мы его в бинокли и видоискатели, он произвел на нас неизгладимое впечатление.
Карагемский Прорыв - это пятикилометровый супер-порог на Аргуте перед впадением реки Карагем, на котором большая река зажимается в ущелье между двумя скалами и всей своей мощью прорывается сквозь невероятной величины валуны вниз, к долине.
Может мы чуть позже выложим наши фото и видео. А пока просто несколько общедоступной информации:
Несколько раз предпринимались пройти КП на различных плавсредствах и все они терпели неудачу. Иногда удавалось пройти его по частям, но ни разу целиком.
Первые попытки прохождения относятся к 1990 году. 9 мая Проваторов и Анатолий Шульжик на бубле непреднамеренно прошли "водопад" в первой трети Прорыва. Позже, в августе, команда Лагоды на К4 прошла последнюю треть КП.
В 1995 году группа чемпиона России Дмитрия Марчука (К4 и трехгондольный честер) стартовала несколько выше, чем Лагода. Ближе к концу Прорыва был смыт с плота и погиб Андрей Волков.
В 1998 году группа Сергея Черника (К4) ограничилась прохождением нижней трети КП.
В 1999 году группа Проваторова вышла на КП на двух бублях, но ряд ошибок и плохое снаряжение привели к гибели Станислава Воронко.
О попытке 2002 года, когда в КП застрял 17-тонный плот, подробно писал Сергей Крюков. (
http://whitewater.ru/tourism/rivers/altaj/argut/02krjukov.html)
И вот, наконец, 24 августа 2003 года командой Александра Проваторова и Сергея Лагоды полностью пройден Карагемский Прорыв. Первопрохождение осуществлено в малую воду (!!!) на модифицированном бубле экипажем Проваторов - Владислав Зырянов - Сергей Блошкин. Ничего подобного на бублях до сих пор не ходили.
Насколько мне известно, больше этот подвиг так никто и не повторил. Ну а по большой воде, может, никто никогда и не пройдет.
Ниже приведено видео невероятного прохождения Лагоды и Проваторова. Посмотрев его, становится понятно, почему было так мало попыток прохождения и так много трагедий.